Подробнее

Основная образовательная программа МБДОУ

27.12.2022 09:56 (ред.24.02.2025 08:22)

Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»
Презентация основной образовательной программы МБДОУ «ЦРР - детский сад № 58»

Порядок формирования и принятия части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 58»

ОПИСАНИЕ
Основной образовательной программы МБДОУ "ЦРР - детский сад №58"

Наименование реализуемой ОП,
в том числе реализуемой адаптированной образовательной программы

Полное наименование программы: 
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 58» 
Сокращенное наименование программы: 
Основная образовательная программа
МБДОУ «ЦРР - детский сад № 58»

Уровень образования

Общее образование

Уровень общего образования

Дошкольное образование (осуществляется первая ступень общего образования Российской Федерации)

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

6 лет (c 09.08.2021 по 09.08.2027):
для детей с 1-2 лет – 6 лет;
для детей с 2-3 лет – 5 лет;
для детей с 3-4 лет – 4 года;
для детей с 4-5 лет – 3 года;
для детей с 5-6 лет – 2 года;
для детей с 6-7 лет – 1 год

Срок действия государственной аккредитации ОП

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Государственная аккредитация не проводится, образовательные программы дошкольного образования реализуются в соответствии с образовательными стандартами

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

Русский

Учебные предметы, курсы дисциплины (модули), предусмотренные соответствующей ОП

Не предусмотрены

Практики, предусмотренной соответствующей ОП

Не предусмотрены

Использование при реализации ОП электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Программа реализуется в очной форме.
В случае необходимости, обучение воспитанников старше 5 лет может осуществляться с применением при реализации Программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

АННОТАЦИЯ
к Основной образовательной программе МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» (далее – учреждение, МДОУ, МБДОУ «ЦРР - детский сад №58») разработана «Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» (далее ООП, Программа), которая реализуется в группах общеразвивающей направленностей.

Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей в возрасте от 1 года до 7 (8) лет.

Программа – это основной нормативный документ, который определяет содержание образования и особенности организации образовательной деятельности; обосновывает  выбор  цели,  задач, используемых методик, технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса; обеспечивает разностороннее развитие личности детей раннего и дошкольного возрастов в различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по направлениям – образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное; речевое,  художественно-эстетическое и физическое развитие.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

Срок реализации Программы: 6 лет (с 09.08.2021 по 09.08.2027).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- «Конвенцией ООН о правах ребенка»; 
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010  г. № 436-ФЗ  "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Приказ Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Примерной основной образовательной программой  (Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 №2/15));
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее - СанПиН 2.4.3648-20), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Санитарные правила и нормы  СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г., регистрационный № 62296);
- «Стратегией развития системы образования 2030»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Уставом МБДОУ «ЦРР - детский сад №58».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

 Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Цель Программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цель реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

Задачи реализации Программы:
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
3. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
4. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
6. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
8. обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
9. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных формах дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей  для обогащения детского развития.
8. Индивидуализация дошкольного образования 
9. Возрастная адекватность образования.
10. Развивающее вариативное образование.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

В основе реализации Программы лежат подходы:
личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников;
деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком;
культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом;
- ценностный (аксиологический) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у детей субъектной позиции к сохранению и укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в культурной среде, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. 

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 8 лет). 

За основу результатов освоения Программы взяты целевые ориентиры, в соответствии с ФГОС ДО.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми,
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
-  психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий;
особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способов и направлений поддержки детской инициативы;
- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной (основной) части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Основная часть Программы МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40 % от ее общего объема. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей, авторы Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
- Программа обучения детей плаванию в детском саду, автор Е.К. Воронова.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
- Программа «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, автор И.А. Лыкова.
Обе части Программы являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включены в часть, самостоятельно формируемую участниками образовательных отношений.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации Программы.

Система оценивания качества реализации Программы, направлена в первую очередь на оценивание в МБДОУ созданных условий внутри образовательного процесса.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, том числе детей-инвалидов в  оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Содержание коррекционно-развивающей работы, направленного обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей отражено в двух адаптированных образовательных программах по нозологии «тяжелые нарушения речи», «задержка психического развития».
В соответствии с ФГОС ДО  специфика  дошкольного  детства и  системные  особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. 
Программа разработана творческой группой педагогов. В обсуждении проекта Программы принимали участие заместители заведующего по воспитательной и методической работе, педагогические работники, представители родительской общественности.
При проектированиb содержания Программы учтены особенности образовательного учреждения, региона и муниципалитета, возрастные особенности контингента детей, а также образовательные потребности и запросы воспитанников и их родителей (законных представителей).

Программа реализуется в очной форме. В случае необходимости, обучение воспитанников старше 5 лет может осуществляться с применением при реализации Программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ), а при угрозе возникновения и  (или) возникновении отдельных  чрезвычайных  ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования  -  необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона № 273-ФЗ). Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования или ее части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при наличии:    
- необходимых условий (кадровых, материально-технических, учебно-методических), созданных непосредственно в ДОО;
- возможностей и согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

В Программу ежегодно вносятся изменения и корректировки, с целью ее совершенствования.

Образовательные ориентиры ОП

Целевые ориентиры: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 8 лет);
Детализированный перечень целевых ориентиров для детей дошкольного возраста;
Целевые ориентиры для детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Ссылки на дополнительные материалы к ОП

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 - 352 с.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  / М.: Просвещение, 2014

Аннотация к программам «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» «Коррекция нарушений речи» (нормативный срок обучения 2 года, возраст детей с 5 до 7 лет). Авторы программы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина